Экспансия технологических гигантов в сферу образования

Экспансия технологических гигантов в сферу образования

В погоне за получением максимального количества данных, при вхождении коммерческой организации в новую отрасль с жёстким государственным регулированием, возникает вопрос: что движет успехом крупных технологических корпораций на этом поприще? Во-первых, можно наблюдать, что те, у кого уже есть хорошие возможности сбора данных — с использованием субсидируемого оборудования, а зачастую совместно с другими несколькими каналами (приложениями, веб-сайтами), — могут значительно выиграть от форы на входе. Это особенно актуально, когда строго регулируемая отрасль имеет ограниченные или разрозненные данные на индивидуальном уровне. В школах, например, данные об учащихся исторически состояли из результатов экзаменов, а большинство других данных (например, посещаемость занятий, домашние задания) оставались за учителями.

Исторические данные показывают, что Google имеет широкое влияние и охват в сфере образования: он предоставляет аппаратное и программное обеспечение школам, начиная с приложений Google Education в 2010 г., затем с Chromebook в 2011 году, который загружается бесплатными образовательными приложениями и в настоящее время составляет большинство оборудования, поставляемого в школы. Продолжилась деятельность интеграцией всего программного обеспечения с Google Classroom с 2014 года.

Корпорация использовала свою модель монетизации (т. е. взимала плату с рекламодателей при субсидировании пользователей для программного и аппаратного обеспечения), чтобы получить доступ к данным более 30 миллионов детей в США (которые, заметим, также являются будущими клиентами) и построить основанные на обработке/хранении данных деловые отношения со школами, используя его возможности глубокого машинного обучения на основе искусственного интеллекта для отслеживания и прогнозирования обучения. Сотрудничество технологического гиганта с университетами также было сначала сосредоточено на оцифровке образовательных ресурсов (книги, документы) и предоставление цифровых инструментов для поддержки образования.

В 2020 году Google начал напрямую входить в высшие учебные заведения в качестве основного поставщика услуг, выпустив «Карьерные сертификаты Google» — серию онлайн-курсов для взрослых. Он объединил группу из более чем 50 крупных работодателей (например, Walmart, Intel и Bank of America), которые заявили, что признают эти степени и свяжутся с обладателями сертификатов непосредственно после завершения их программы. В целом, компания начала входить в образовательную отрасль как поставщик IT-услуг и оборудования, а затем перешёл на более важные роли, такие как поставщик контента и потенциальный преподаватель. Специалисты корпорации дальновидно подготовились к будущему, основанному на «навыках», в котором учебные заведения не являются единственными основными поставщиками услуг в сфере образования, так как существует промышленность, с её стремлением к роботизации и автоматизации процессов. Это касается не только производственных операций, но бизнес-процессов, начиная от бухгалтерского учёта, до складской логистики и управления товарными запасами. Прежним специалистам как воздух понадобились специализированные курсы переобучения и повышения квалификации. За счёт такого подхода Google основательно завоевал все ниши образовательного процесса – от средней школы, через высшее образование и до профессионального переобучения.

Деятельность Microsoft в сфере образования несколько более разнообразна, чем деятельность других крупных технологических фирм. Он предлагает больше отраслевых услуг в сфере образования, чем другие платформы, опираясь на свою (унаследованную) роль поставщика операционной системы, инфраструктуры и технологий. Во-первых, через LinkedIn Learning (2017) он предоставляет платформу онлайн-обучения (как в сегментах B2C, так и в сегментах B2B, где клиентами являются предприятия, высшие учебные заведения и правительства).

Сделав ещё один шаг вперёд, компания начала напрямую вести переговоры с политиками на предмет достижения целей «цифровой трансформации образования» (Microsoft K12 Education Transformation Framework, 2019 г.), которая использует существующие возможности и связи корпорации с государственными и институциональными субъектами. IT-гигант также предоставляет программное обеспечение через Microsoft Educator Center, представляющий собой онлайн-инструмент, который включает в себя различные программы и приложения, такие как Windows, Skype и OneNote. Не обошли стороной также разработку с внедрением оборудования, такого как планшеты Surface, для учителей и учащихся. В целом Microsoft использует свои унаследованные связи с государственными органами управления для дальнейшего укрепления своей деятельности и расширения своего присутствия в более цифровой образовательной отрасли (а порой и за её пределами), переходя к профессиональному образованию. Стратегия компании в сфере образования похожа на стратегию Google, но в ней явно отстаёт переход к профессиональному образованию.

Apple была первой, кто изначально разработал эффективную схему внедрения в систему образования. Компания начала с предоставления аппаратного обеспечения (планшетов, ноутбуков) и программного обеспечения (на собственных устройствах) школам ещё в 1978 г., а затем компания «повторно вышла на рынок» с выпуском iPad в 2010 году. Деятельность Apple по внедрению в сферу образования включала приобретение отраслевых поставщиков ИТ (например, PowerSchool в 2001 г.). Затем в 2015 году корпорация начала предлагать курсы по программированию, используя своё оборудование и приложения. В 2018 году детище Стива Джобса объявило о планах сотрудничать с педагогами и проводить обучение слепых и глухих сообществ с помощью оборудования для доступного кодирования. В целом, несмотря на ранний вход в эту сферу, Apple, похоже, уступила свои сильные позиции компании Google, которая объединила поставку дешёвого оборудования для сбора данных с более широкой поставкой программного обеспечения, не зависящего от марки оборудования, предоставив оптимальное решение для студентов и учреждений.

Образовательная деятельность Amazon началась с разработки программ онлайн-обучения для собственных сотрудников (например, Career Choice, 2012 г.), и в будущем планируется реализовать эту инициативу на коммерческой основе. Фирма также недавно запустила Amazon Inspire, открытую платформу для совместной работы учителей школ по обмену образовательными ресурсами (в настоящее время находится в стадии бета-тестирования). Компания также установила серьёзные деловые партнёрские отношения с университетами США, предлагая им ИТ-инфраструктуру, а кроме того услуги на основе искусственного интеллекта (ИИ). Университеты, участвующие в этой программе, предварительно установили в университетские помещения устройства Alexa, чтобы обеспечить поддержку студентов – это позволит, в конечном итоге, заменить некоторые функции в администрации университета и университетские базы данных.

Хотя, необходимо отметить обеспокоенность критиков такого подхода тем, что Alexa всё-таки контролирует студентов (правда, чётко в соответствии с правилами). Эта компания успела отметиться, даже находясь за пределами своего обычного географического охвата – у Amazon есть очень успешное приложение для подготовки к экзаменам «Amazon Academy» в Индии. Оно предлагает студентам пробные тесты, практические вопросы и решения для контрольных работ за прошедшие года. В целом, похоже, что Amazon более сосредоточена на высшем и профессиональном образовании, как на постоянной переподготовке собственной огромной кадровой базы, так и на коммерциализации деятельности за пределами географических границ своего традиционного присутствия.